Агентство Журналистских Расследований

Дата: 21.09.2012 Опубликовано: Светослав Ильиных Комментарии0 Регион: | Дальневосточный Федеральный Округ |

Обреченные

Новорайчихинск – это поселок городского типа – по документам, по жизни – Сталинград 1942-1943 годов с такими же руинами. Перспективный когда-то – во время Великой добычи угля в Райчихинске, и брошенный после, он, постепенно, пришел в забвение. В запустение ему не дают прийти местные жители – в большинстве своём «ссыльные»: в поселок заселяют тех, кому негде жить и   выселенных из квартир за долги, разные неблагополучные социальные элементы. Так уж получилось, что именно здесь было предоставлено жилье ветерану труда, инвалиду второй группы, почти половину века отработавшей на Крайнем севере Валентине Филипповне Сытник. Занесла ее нелегкая в нашу Амурскую область на могилку брата – известного в добрые славные времена социализма заслуженного  горняка А. Ф.  Баланова, да и бросила на произвол судьбы вместе с сыном – инвалидом второй группы по зрению. Попавшая в оккупацию в Курской области  ребенком, Валентина Филипповна три года - с 1941 по 1943, прожила под немцем – в прямом смысле этого слова: фашисты заняли дом, а хозяев веселели в подвал. 2010 и 2011 годы стали для женщины кошмаром, повторившим ее детскую военную судьбу.

 

Все дело в том, что дом, в котором она проживает, расположенный по адресу: ул. Шоссейная, 11, по всем документам считается благоустроенным, то есть, пригодным для БЛАГОполучного проживания. Если, к примеру, взять выписку из лицевого счета, то в характеристике жилого фонда черным по белому написано, что дом  имеет:  центральное отопление, газовую плиту. Правда, одна беда, нет в двухэтажном доме лифта, с отсутствием которого можно было бы смириться. Однако благоустроенная однокомнатная квартира, в которой проживают два инвалида – это промерзающие насквозь зимой  стены и протекающая летом крыша над головой. Впрочем, липовое благоустройство заселено не мене липовыми «мертвыми душами». Как свидетельствует оповещение жильцов о задолженности за коммунальные услуги, вывешенное 1.06.2012 года ООО «Алигат», в доме проживает 8 человек. По бумаге - восемь, на деле вполовину меньше: кто умер, кто выехал. А в пустых квартирах сорваны полы, выбиты стекла, срезаны радиаторы отопления. В доме рушатся межэтажные перекрытия. Все удобства для инвалидов, проживающих в благоустроенной квартире № 4, находятся на улице – это ветхий общественный туалет и водоразборная колонка, перемерзающая в морозы.

 

К проблемам проживания в нехорошей квартире добавилась и проблема начисления льгот за коммунальные услуги. Странным образом после того, как сын Валентины Филипповны Андрей получил инвалидность, эти начисления уменьшились чуть ли не в три раза.

 

Борьба за выживание двух человек в Новорайчихинске длится уже третий год. Точнее – за достойную жизнь. Существовать в квартире без удобств, которая в зимнее время  обогревается электричеством, двум инвалидам практически невозможно. Поэтому они стали искать справедливость: сначала у руководства поселка Прогресс, в чьем ведении находится Новорайчихинск. Чиновники ответили просто: «Если мы пойдем навстречу вам, тогда придется идти навстречу всем…». И развели руками – возможности, улучшить ваши жилищные условия, нет. На сторону людей встал Райчихинский городской суд, который, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора в защиту интересов Сытник Андрея Анатольевича и Сытник Валентины Филипповны, обязал Администрацию пгт. Прогресс предоставить им жилое помещение по договору социального найма, расположенное в границах поселка Прогресс, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Другое помещение было предложено – здесь же, в Новорайчихинске, в таком же полуразвалившемся доме, и соглашаться на него было бы безумием. На этом все и застопорилось.

 

Справедливость, где ты? Существуешь ли на грешной земле? Если да, то в чем? Неужели ты есть    в ответе Администрации рабочего поселка( пгт) Прогресс из которого, в частности, следует: «Начисление коммунальных услуг происходит за содержание и ремонт жилищного фонда, вывоз мусора, оплата за найм, отопление, холодная и горячая вода, электроэнергия». Справедливость, ты поняла что-нибудь? Я – нет. Не могут понять, за что они платят и мать с сыном, если в акте обследования многоквартирного жилого дома, в котором они живут, говорится: «Все жилые помещения являются непригодными для постоянного проживания вследствие деформации фундаментов, стен, несущих конструкций, аварийным состоянием электропроводки, системы отопления, водоснабжения, водоотведения». Впрочем, техническая документация   свидетельствует о противоположном – дом в хорошем состоянии. Поэтому энергетики – и они правы! -  берут с  инвалидов так, как если бы дом был газифицирован. Так что и за лифт можно было бы брать с жильцов спокойно плату – пусть докажут, что его нет.

 

Когда Андрей Сытник стал отстаивать права своей матери на лучшую жизнь (читай – улучшение жилищных условий), ему в коридорах власти прямо сказали: «А чем вы лучше других?».

 

-Не лучше, - ответил он, - но и не хуже. Просто другие молчат, а я отстаиваю права мамы!

 

Инвалиды сын и мать – не изгои общества, которых в последние годы принято «сплавлять» в практически умерший поселок – подальше от глаз. У каждого из них за плечами много хорошего – того, чем можно было бы гордиться в прежние времена.

 

Валентина Филипповна – ветеран труда, имеющая юбилейные медали. За практически полувековой медицинский  стаж на Крайнем Севере у нее нет выговоров, а есть множество благодарностей и наград, в числе которых памятный альбом, с подписью губернатора Камчатской области О. Кожемяко – нынешнего губернатора Амурской области. Ее сын Андрей окончил Санкт-Петербургский государственный университет Аэрокосмического приборостроения по специальности инженер систем автоматического управления. Им было создано многоканальное устройство мониторинга температуры тела человека – устройство, не имеющее аналогов и рассчитанное на массового потребителя, применяемое в борьбе с онкологическими заболеваниями.

 

Мать и сын, закинутые судьбой в Амурскую область, были прописаны в Новорайчихинске временно – на зиму. Нынешняя зима станет для них третьей по счету. Третьей зимой с промерзшими насквозь стенами, постоянно  примерзающей к косяку дверью, с пустыми соседскими квартирами – уже горевшими и разбираемыми населением на свои нужды. Единственная целесообразная плата за это жилье – вывоз мусора, которого инвалиды производят очень мало. Вся остальная плата – за воздух. Но с них требуют платить за  горячую и холодную воду, отопление, содержание и ремонт жилого помещения. В первый год «пыток» в «благоустроенном» жилье даже попытались взыскать с них долг прежнего хозяина – более 20 тысяч рублей.

 

За два годы мучений у инвалидов накопилась гора бумаг, свидетельствующих об отчаянной борьбе за свои права, и непробиваемой твердолобости чиновников, отделывающихся отписками или прямыми отказами. Непробиваемая стена.

 

У Андрея Анатольевича Сытник на всю эту несправедливость четкая позиция: «Местная коммуналка – Клондайк для паразитов!».

 

Со строптивым искателем правды чиновникам трудно бороться, поэтому они его не замечают. Но игнорировать  справедливые требования становится все трудней. Выход один – убрать человека со своего пути. Нет, никто не будет в него стрелять или сбрасывать с моста в реку. Есть другие возможности. Можно объявить неудобную личность психически больной (разве станет нормальный человек так настойчиво жаловаться   на несносные условия жизни!) или упечь ее в тюрьму (вспомните знаменитое изречение органов: «Было бы дело, а человек найдется»). В этом случае пожилая женщина-инвалид, оставшись одна, в первую же зиму замерзнет в «благоустроенной» квартире (в прошлую зиму она уже обмораживала себе дома руки). Будет жить с сыном – скончается чуть позже от испытаний «благами». Пережив фашистскую оккупацию ребенком, Валентина Филипповна вряд ли переживет демократов, оккупировавших чиновничьи кресла. А, по справедливости, всех бы «слуг народа», живущих в благоустроенных квартирах и получающих достойную заработную плату, хорошо бы  выселить в 24 часа в Новорайчихинск. А бедолаг, заслуживающих лучшей жизни - вселить в их жилища. Только справедливость для сына и матери Сытник – это фата-моргана – мираж, в раскаленной пустыне. Поэтому и живут они, беря холодную воду в водоразборной колонке, а обогреваются электричеством, за которое честно платят энергетикам. И примерзают к оледеневшим стенам зимой.

 

С прошлого года дом № 11 по улице Шоссейной в поселке Новорайчихинск признан аварийным. Странно, что только с прошлого, ведь получается, что   до этого здесь был «цветник» коммунальных услуг.

 

Сыну Валентины Филипповны, в соответствующих органах, видимо, чтобы «разрешить» жилищную проблему, было даже предложено сдать мать в дом престарелых.

 


Комментарии

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕПОРТЕР

Пятница 01 Декабря 2023
Ваш логин *

Пароль *

* Поля обязательны для заполнения.

Стать федеральным репортером
Забыли пароль?
view counter

Наши сообщества

Присоединяйтесь к сообществам "Федерального Репортера" в социальных сетях и получайте самую свежую информацию о проекте.

Общайтесь, обсуждайте материалы, публикуйте свои расследования и фоторепортажи.

Авторские колонки


|