Агентство Журналистских Расследований

Дата: 31.05.2011 | Опубликовано: Федеральный Репортер | Комментарии1 | Регион:

Радужные перспективы

Радужные перспективы

Как слово «толерантность» перестало быть ругательством

На тему гей-парадов и однополой любви за прошедшие дни не высказался только ленивый. На протяжении нескольких лет ЛГБТ-активисты выходили на столичные улицы и каждый раз получали мощный отпор со стороны властей. Но никогда эта тема не обсуждалась так живо и так широко, как в этот раз. Зачем геям нужны парады? Имеют ли гомосексуалы равные с натуральным большинством права? Об этом – в нашем обзоре блогов.

Зачем нужен парад?

28 мая корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко написала замечательный пост «Почему я сегодня иду на гей-парад». В этот же день она пришла к могиле Неизвестного солдата, попала в больницу с подозрением на сотрясение мозга и стала звездой Рунета.

Пост Елены, который за 2 дня не только стал первым в русском сегменте ЖЖ, но и набрал предельное число комментариев (10 тысяч) очень просто и доходчиво отвечал на «проклятый» и злободневный вопрос сегодняшнего дня. А именно: «Зачем геям бороться за права?»

«Мы хотим, чтобы государство признало нас родственниками. Не просто родственниками – супругами, со всеми вытекающими. Мы хотим иметь возможность брать семейную ипотеку. Оформить семейную медстраховку и просто – страховку. Я хочу, чтобы моя женщина чувствовала себя защищенной в имущественном споре, который может начаться после моей смерти. Чтобы она имела возможность не свидетельствовать против меня в суде. И если однажды я окажусь в реанимации (а с моим здоровьем это более чем вероятно, к сожалению), я бы хотела, чтобы решения принимала она.

У нас будут дети. Вы, дорогие мои гомофобы, можете изойти прямо сейчас дерьмом по ту сторону монитора, но у нас будут дети. И мы заранее их любим и очень ждем. И если потребуется, мы в лепешку расшибемся, чтобы наши дети были счастливы. И да – мы хотим, чтобы в свидетельстве о рождении наших детей были записаны мы обе. Мы хотим – обе! – представлять интересы наших детей в школе, в поликлинике и (не дай бог!) в больнице и суде. И еще мы очень хотим… Хотим – слишком слабое слово тут. МЫ ТРЕБУЕМ ГАРАНТИЙ, что в случае смерти биологической мамы наши дети не отправятся в детдом, пока вторая мама будет пытаться доказать е**чим российским органам опеки, что эти дети ей не чужие.

Почти на все эти случаи есть хитрые юридические ходы, законные и не очень. Собрать сто бумажек в двадцати местах, дать взятку, договориться с опекой, вынести мозг нотариусу, начать судебное разбирательство… Подробности можете прочитать в тематических сообществах. Каждые пару лет эти процедуры нужно повторять по кругу. И это, согласитесь, унизительно и нечестно.

Мы знаем, что многие гетеросексуальные пары живут в гражданском браке и не парятся по поводу регистрации. Но это их выбор. У нас этого выбора нет. И – вот честно – я не понимаю, почему.

Почему мы – совершеннолетние дееспособные тетки, гражданки Российской Федерации, которые хорошо и много работают, платят налоги, не нарушают законов и любят друг друга – не можем зарегистрировать наши отношения и прекратить эту по**ень ОДНИМ ШТАМПОМ В ПАСПОРТЕ.

Все написанное выше – к вопросу о вашем «зачем им парады, раз статью в УК отменили?» и «е*итесь тихо по углам, и вас не тронут». Извините, но мы хотим немного большего, чем безопасной «е*ли по углам». Мы хотим нормальной человеческой жизни».


Елена и Анна

Геям – да, парадам – нет

Елену Костюченко поддержали многие блогеры. Однако далеко не все были согласны с методами борьбы за правовое равенство однополых и традиционных семей.

Так, например Ирек Муртазин напомнил о том, что «в стране, напоминающей большую зону, где большая часть населения живет, опутанная колючей проволокой своих фобий, под прицелом вертухаев – своих страхов, гей-парады это всего лишь возможность натравить одних россиян против других россиян. И отвлечь от куда более серьезных проблем, которых в нашей стране более чем достаточно».

В дискуссию включились и такие влиятельные издания как «Сноб». Маша Гессен считает, что гей-парады начали менять сознание людей после того, как стали демонстрацией «гейской гордости». Гомосексуалы говорили обществу: «Я гей, и мне нечего стесняться».

«С какой, действительно, стати человек должен стесняться своей любви, да даже и своих вкусов в одежде?» – задается риторическим вопросом Гессен.

Однако в России, считает автор, эта стратегия не пройдет:

«У меня есть ужасное подозрение. Мне кажется, что стратегия гей-парадов не подходит для российского общества. Нет, не потому, что оно более гомофобное, чем любое другое – гомофобия сама по себе, как показывает опыт американского общества, лечится довольно быстро и эффективно, да и вообще разновидности ксенофобии включаются и выключаются с удивительной скоростью (помните государственный антисемитизм? Современные дети с трудом верят, что такое вообще могло быть). Мне кажется, все гораздо хуже: посыл «мне нечего стесняться» вообще не подходит для российского общества, он сам по себе, безотносительно сексуальной ориентации, вызывает агрессивное раздражение. В России всем должно быть что скрывать и чего стыдиться».

Форма гей-прайдов как правозащитной акции непонятна и другим либерально настроенным блогерам. Осторожно признается в этом непонимании уральский блогер и депутат Леонид Волков:

«Я все равно не понимаю самой идеи гей-прайдов, здесь и сейчас, в России. Я об этом уже писал, и позиция моя неизменна. Я считаю, что это средство – неадекватно цели. Гей-прайды в той форме, в которой они проводятся в России, и со всеми этими разгонами и «православными активистами» никак не приближают ЛГБТ-сообщество к признанию их прав, а, скорее, усугубляют ситуацию. Обывательскую точку зрения (совершенно идиотскую!), что «это они так заманивают молодежь в свои ряды» эти акции лишь усугубляют, а к лучшему пониманию обществом проблем ЛГБТ-сообщества – не ведут. Если бы я был геем в России, я бы на гей-прайды не ходил (и подавляющее большинство моих знакомых геев – не ходят). Мне сложно предложить что-то конструктивное взамен, но, например, массовый каминг-аут знаковых людей (см. цитату, вынесенную в заголовок поста) был бы куда полезнее для сообщества, с точки зрения его восприятия обществом, с точки зрения понимания, что геи и лесбиянки – это не карикатурные персонажи, а нормальные люди».


Диктатура демократии

Что касается противников гей-прайда, то их не только на акции, но и в Рунете было более чем достаточно. Свою позицию эти люди формулировали преимущественно в комментариях к «топовым» записям. Как правило, говорили противники ЛГБТ-сообщества о православии, морали, продолжении рода и решающем слове большинства.

Некто Андрей Харазов из Иерусалима решает проблему однополых семей в юридической плоскости. Автор туманно подводит нас к мысли о том, что семья выполняет исключительно репродуктивную функцию. И если однополые пары не могут иметь детей, то и семьей они называться не могут:

«У семьи и брака особый статус не просто так. Это конкретная форма союза мужчины и женщины, посредством которой общество воспроизводит самое себя. Любая другая форма сожительства и общения посторонних друг другу людей семьей браком никогда не являлась и никогда не будет являться в долгосрочной перспективе, поскольку общество, нивелирующее понятие настоящей семьи и называющее семьей любое количество людей любого пола, которые пожелают называться семьей, просто вымирает, и его пустеющую территорию заселяют народы, соблюдающие вековые обычаи своих предков.

Государство и общество – все же разные общественные конструкции. Если гражданка не нарушает законов, то это не доблесть, а обычное поведение добропорядочного гражданина.

А вот использовать государственные функции для получения каких-то социальных предпочтений – это, по моему малонаучному мнению, неправильно. Государство как система, общественно-политическая конструкция, предназначена для реализации общественных потребностей. Одной из главных общественных потребностей является – воспроизводство (себе подобных).

Добропорядочные гражданки, платя налоги, хотят иметь штамп в паспорте, т.е. получить еще и правовой статус семьи, стать субъектом семейного права.

Хочу заметить, что это уже – субъектность в семейных правоотношениях дает другой состав прав и обязанностей, которые, в нормальных обществах презюмируются за традиционными (в данном обществе) семьями».

Немного далее в рассуждениях о норме и идее семьи пошел Сергей Горчаков. Блогер считает, что желание геев и лесбиянок иметь равные с большинством права – не демократично:

«Требуя себе семейных прав стороники нетрадиционной семьи намеренно и умышленно противопоставляют себя большинству, воля которого воплощена в законах государства. Другими словами, хотят навязать большинству свою волю. Странно это видеть в демократических обществах, не так ли? Следует, наверное, заметить, что гарантии соблюдения прав относятся в полной мере к неотчуждаемым правам человека (на жизнь и т.д.), социальные (то бишь, они же – гражданские) права устанавливает большинство путем голосования через государственные механизмы (выборы, референдум и т.д.) Не думаю, что приверженцы нетрадиционной семьи сейчас в большинстве. Так что, на мой взгляд, пока им не на что жаловаться. Как только наберут большинство – тогда и можно будет дискутировать о правовом статусе нетрадиционных семей».

В остальных случаях дискуссия шла не в правовой плоскости. Чаще всего, пресловутое «большинство» вспоминало о морали, автоматически ставя гомосексуализм в один ряд с алкоголизмом, супружескими изменами и даже маниакальными состояниями. Именно на этих пунктах основывается пространное рассуждение оппозиционера Олега Козырева.

«Будем реалистами, у каждого образа жизни есть свои сторонники и есть даже пропагандисты. Есть группы, которые борются за право курить, где хочется, вступать в сексуальные отношения, где взбредет в голову – в мире чего только нет.


И я вижу, что вместе с вышеперечисленным шаблоном «это от природы» удивительным образом незаметно пытаются вколотить в окружающих шаблон «но ведь это нельзя изменить».
Если бы не 19 лет христианства за моими плечами, возможно, и сам бы я так же думал.
Но факт состоит в том, что бывшие геи бывают. Этот опыт есть у практически всех религиозных общин. Люди, приходя к Христу, восстанавливают свое естество. Отказываясь от пьянства, наркомании, блуда, зерна отделяются от плевел».

Примеров того, как бывший гей становится счастливым воцерквленным семьянином, блогер, впрочем, так и не привел.

***

Состоялся ли гей-прайд? Добились ли ЛГБТ-активисты и правозащитники того, чего хотели? Анализируя блогосферу, можно с уверенность сказать: да. Эта тема до сих пор держится в топах на многих дискуссионных площадках от livejournal.com до сайта радиостанции «Эхо Москвы». На правозащитную акцию геев и лесбиянок вышли люди с традиционными сексуальными предпочтениями. О проблемах гей-комьюнити впервые в жизни задумались люди, которых эти проблемы никогда раньше не касались.

Приведет ли это к каким либо положительным изменениям в российской правовой сфере? Вряд ли можно ответить на это вопрос с той же долей уверенности. Но, похоже, впервые за всю историю новой России можно положительно сказать о том, что отныне в общественном сознании слово «толерантность» успешно перешло в разряд цензурных. И с сожалением стоит отметить, что перестало быть таковым спасительное когда-то слово «религия».

Также вы можете посмотреть яркие фоторепортажи:

http://padredmitri.livejournal.com/14072.html

http://elrahir.livejournal.com/63064.html

http://live-report.livejournal.com/1053602.html

http://zyalt.livejournal.com/404479.html

Светлана Смирнова

Иллюстрации, фото: Иорш ruffe Алексей, Илья Варламов


Комментарии
18 Июня 2011 12:29:32

- Что там за шум на улице, Бэрримор?
- Это гей-парад, сэр.
- И чего же они требуют, Бэрримор?
- Однополой любви, сэр.
- Им разве кто-то запрещает?
- Нет, сэр.
- Так почему же всё-таки они шумят?
- Пидорасы, сэр.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕПОРТЕР

Суббота 25 Ноября 2017
Ваш логин *

Пароль *

* Поля обязательны для заполнения.

Стать федеральным репортером
Забыли пароль?
view counter

Наши сообщества

Присоединяйтесь к сообществам "Федерального Репортера" в социальных сетях и получайте самую свежую информацию о проекте.

Общайтесь, обсуждайте материалы, публикуйте свои расследования и фоторепортажи.

Авторские колонки


|