Агентство Журналистских Расследований

Дата: 21.05.2010 | Опубликовано: | Комментарии0 | Регион:

Марина Светлова

Анатолий Юркин: «Графомания - самый успешный брэнд петербургской журналистики!» Вчера петербургский публицист Анатолий Юркин выступил на факультете журналистики СПбГУ с докладом «Графомания как профессиональная среда современного журналиста». Выступление началось с эксклюзивной дефиниции: «графомания в журналистике - это то, что не цитируют». Докладчик попытался убедить аудиторию в том, что в СМИ Санкт-Петербурга наблюдается девятый вал заголовков, статей, новостей и телевизионных материалов, созданных графоманами. Как и почему графомания стала определять облик современной журналистики в России и в Петербурге? Это произошло по ряду объективных причин. Во-первых, российские и региональные СМИ корпускулировались. Наблюдается сокращение полезных площадей потому, что печатают «своих» авторов. Повсюду засилье коммерческой рекламы. Важнейшей причиной засилья графомании в городе Анатолий Юркин назвал кадровую политику петербургских редакций. Корень зла, либо в катастрофической текучке, либо, наоборот, в отсутствии кадровой ротации. По словам Анатолия Юркина, болезненной нормой для города остается ситуация, когда по 15-20 лет редактора отраслевых изданий сидят в своих креслах. «В искусствоведении наблюдаются целых отрасли, в которых статьи псевдо-лидеров никто не читает и не цитирует», - заявил Анатолий Юркин. Особую тревогу у него вызывает многолетний застой в театроведении петербургской школы. Во-вторых, критический дискурс современной периодической печати уступает место догматизму. Таков отклик хозяйствующих субъектов на экономический кризис. И раньше жившие впроголодь редакции оказались под железной пятой стагнации. Редакционная политика провоцирует журналистов на тиражирование не проблемных текстов, беззубых тем и «пластилиновых» рубрик. Количественный всплеск графоманов – это ответная реакция работников на глобальные перемены на рынке. Графомания стала палочкой-выручалочкой для журналистов, которым ежедневно надо выдавать определенное количество печатных знаков при общей беспроблемности родного СМИ. За последние годы комплиментарные материалы стали определять облик новостной и деловой журналистики города на Неве. Здесь особую роль играют администраторы проектов. На безрыбье и рак – рыба. Всё чаше администраторы масс-медийных проектов примеривают шкуру редактора-графомана. По собственной прихоти и из честолюбия топ-менеджеры берут на себя редакторские обязанности, «рулят» креативом. Чем это заканчивается в реальном мире? Докладчик напомнил о высоком месте Александра Баргмана в прежнем руководстве Пятого канала. «Никто не цитирует телевизионные проекты Александра Баргмана. Зрительский рейтинг упал до рекордно низкого уровня. С экранов телевизоров исчезли последние намеки на интеллектуальный стиль «ленинградского ТВ». После прежнего руководства на Пятёрке осталось пепелище», - дал свою субъективную оценку Анатолий Юркин. При появлении новых проектов графоман-журналист оказывается востребован в связи с общими интересами администрации. Быстрый распил нового «денежного проекта» требует подбора анти-творческого коллектива исключительно из графоманов. Отныне скуповатые боссы просят не беспокоится боевые перья. Безликие коллективы выступают полной противоположностью «ленинградским» редакциям с 20-летним сидением одних и тех же сотрудников за одними и теми же ветхими столами. И от тех и от других проку нет, посетовал докладчик. Никому не нужны лишние проблемы. Спонсору зачастую бывает достаточно имитации «настоящего» СМИ – внешнего подобия газеты, журнала, информагентства или корпоративного сайта. Имитация становится оправданием бессмысленной траты (распила) денежных средств. Таковы истинные причины закрытия ряда изданий (журнал «Яппи» и др.). Третьей причиной ухудшения качества материалов петербургской журналистики докладчик назвал феномен редактора-графомана. Редактору-графоману удобнее найти общий язык со спонсорами и администраторами проектов. Далее редактор-графоман подбирает коллектив «под себя», ищет двойников. Ему проще работать со взводом рерайтеров (переписчиков), чем с одним творческим мыслящим текстовиком. Раньше редакционные аборигены по-семейному делили редакторов на «дураков и умных». Сегодня армия редакторов-графоманов кочует из одних СМИ в другие. Стадо безголовых циников вытеснило из профессии, и дураков, и умников. Повсюду царит непрофессионализм, вкусовщина, серость и китч. В новой ситуации никто не учитывает интересы читателя и зрителя как конечного пользователя масс-медийного товара. На протяжении всего прошедшего десятилетия неотвратимо набирали обороты негативные процессы. На наших глазах графомания оформилась самым успешным брэндом петербургской журналистики! Графоман имитирует журналистику. Поэтому графомания всегда чревата плагиатом! В частности, в 2001 году материалы журналистских расследований Анатолия Юркина из газеты «Санкт-Петербургский курьер» регулярно подвергались злостному плагиату. Фактически на сайте «Правда.ру» и в других иногородних изданиях Марина Р. всего-навсего воспроизводила остропроблемные статьи своего ершистого коллеги. В редакции «Санкт-Петербургского курьера» редактор Марина Р. удачно имитировала новостную журналистику, по мелочам угождая вкусам администраторов проекта. «Вторую зарплату» петербургский редактор получала в московских изданиях, в которых её хвалили за знание проблем Северной Венеции, за оперативность и злободневность чужих текстов. Парадоксальным образом редактор новостей Марина Р. была на хорошем счету во всех редакциях в то время, как журналиста Анатолия Юркина осуждали за демонстративное молчание на заседаниях редколлегии. В итоге автору статей с высоким рейтингом цитируемости пришлось уйти из издания, в котором плагиаторша благополучно осталась и процветала. Годы спустя администрация сайта «Правда.ру» разобралась в ситуации и принесла извинения жертве плагиата. Но Мариной Р. была предложена модель социального поведения, которая ныне широко растиражирована в петербургских редакциях. В завершение доклада Анатолий Юркин обозначил любопытный парадокс. Штатный журналист по месту работы пишет графоманские тексты. Его товар не востребован на рынке. Но этот же человек в обеденный перерыв ведёт сетевой дневник, имеющий рекордно высокий уровень цитируемости. Так у журналиста-оборотня раздваивается сознание, теряется трудовая мотивация. Отбывая службу на ленте скучных новостей или создавая заказные статьи в бумажном СМИ, современный журналист за пределами рабочего времени все чаще становится профессионалом на рынке новых электронных СМИ - в блогах, социальных сетях и т.п. Чтобы прокормить себя и семью, многие петербургские журналисты вынуждены вести двойной образ жизни. По вечерам молодежь помогает клиентам оформить литературные мемуары или пишет речи для косноязычных политиков. «Литературные рабы» выдают на гора боевики, детективы и фантастику для книжных издательств, которые выпускают эту графоманскую продукцию под обложками с опостылевшими именами-брэндами. Какой можно сделать общий вывод? Пора перестать лить «крокодиловы слёзы» по поводу читателя, отказывающегося покупать бумажные СМИ. Графоманы-журналисты определяют догматический дискурс современной печати. Читатель не настолько глуп, чтобы трудовым и пенсионным рублем оплачивать графоманские изыски. В итоге графоманы лишают периодические издания возможности конкурировать с блогами, Интернет-ТВ, кабельным телевидением и социальными сетями. Никаких шансов! Представителей научной общественности докладчик призвал к поиску инструментов противостояния графомании в журналистике. Как всегда, ежегодный доклад Анатолия Юркина вызвал бурные обсуждения среди участников семинара. Острее всего обсуждалась невозможность исполнения графоманом воспитательных функций. При отсутствии в обществе четкой идеологии в новое время работники СМИ могли бы заняться воспитанием общества. Но это становится невозможно при воцарении графомании в журналистике. Молодые слушатели проявили интерес к разделению графоманов-журналистов на «московских» и «петербургских». Ссылаясь на мнение литературного критика Натальи Ивановой, лидером среди московских графоманов участники дискуссии назвали беллетриста, публициста и телеведущего Дмитрия Быкова. Среди петербургских публицистов Анатолий Юркин порекомендовал присмотреться к многолетней деятельности много пишущего публициста Валерия Островского. Марина Светлова

Комментарии

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕПОРТЕР

Пятница 29 Марта 2024
Ваш логин *

Пароль *

* Поля обязательны для заполнения.

Стать федеральным репортером
Забыли пароль?
view counter

Наши сообщества

Присоединяйтесь к сообществам "Федерального Репортера" в социальных сетях и получайте самую свежую информацию о проекте.

Общайтесь, обсуждайте материалы, публикуйте свои расследования и фоторепортажи.

Авторские колонки


|