Агентство Журналистских Расследований

Дата: 03.12.2010 Опубликовано: Лев Копяев Комментарии1 Регион: | Москва |

Как бороться за качество продуктов?

Москвичи против некачественных продуктов.

Почти каждый второй россиянин сталкивается с нарушением потребительских прав, и только каждый десятый в курсе, как их защищать, свидетельствует последний опрос ВЦИОМа. Претензия к качеству продуктов — самая распространенная. Эксперты полагают, что после февральской отмены обязательной сертификации проблема ненадлежащего качества продуктов только усугубится.  Как удостовериться в том, что продукт не опасен для здоровья, и что делать, если некачественный товар все-таки куплен.

 

Cогласно опросу, проведенному Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ), около 43% россиян в 2009 году сталкивались с нарушением своих потребительских прав. Чаще всего их пытались заставить приобрести товар или услугу ненадлежащего качества (49%), обсчитать или обвесить (46%) и продать товар с истекшим сроком годности (40%).

 

Примечательно, что в прошлом году Роспотребнадзор получил менее 20? тысяч жалоб, связанных с приобретением некачественных продовольственных товаров. Всего же по вопросам торговли в 2009 году в Роспотребнадзор обратились 113? тысяч человек.

 

На фоне представленных данных ВЦИОМа, из которых следует, что практически каждый второй россиянин сталкивается с нарушениями потребительских прав, статистика обращений в надзорное ведомство выглядит, мягко говоря, неубедительной и говорит лишь о том, что подавляющее большинство россиян просто не хотят бороться за свое здоровье.

 

Чем обернется отмена сертификации

Между тем начиная с середины февраля, когда была отменена обязательная сертификация продуктов питания, с продажей некачественных продуктов питания рискует столкнуться каждый из нас. Теперь на прилавки магазинов и рынков могут попадать без сертификации такие товары, как, например, хлеб, консервы, джемы, замороженные овощи, мясные полуфабрикаты, мясо, фрукты, пиво, вина, колбасы, морепродукты и т. д. Такое решение было принято правительством, чтобы убрать административный барьер для производителей, жалующихся на невозможность выйти на рынок.

«В России отменили обязательную сертификацию продуктов, заменив ее добровольными декларациями, а ужесточения штрафов за производство некачественной продукции пока не произошло (внести соответствующие законодательные правки, которые позволят поднять штрафы в десять раз. В связи с этим поток некачественных продуктов может резко увеличиться», - предупреждает эксперт департамента.

Как себя обезопасить

Именно поэтому, по его словам, особенно сейчас продукты лучше покупать в известных магазинах и торговых сетях, которые заботятся о своем имидже. Они наверняка не станут приобретать их у сомнительных поставщиков, равно как и приобретать продукты, не прошедшие процедуру добровольной сертификации, отмечает он.

 

«Если у вас есть подозрения относительно качества предлагаемого вам продукта, то потребуйте сертификат либо качественное удостоверение на товар», - советует Клюев. А если вы все-таки будете покупать продукты, которые не прошли ни обязательной, ни добровольной сертификации, то в случае сомнений просите декларацию о соответствии. Этим документом производитель подтверждает качество продуктов». Председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков советует россиянам запасаться активированным углем, который понадобится в случае употребления некачественных товаров, во множестве продающихся в наших магазинах. При этом он отмечает, что очень часто некачественный товар можно легко выявить по упаковке, проявив минимальную бдительность и внимательно прочитав дату изготовления товара. Также, по его словам, не стоит покупать продукты, если заметно, что они были перефасованы в магазине.

 

«Очень часто полуфабрикаты перефасовывают по несколько раз в торговой точке», - отмечает эксперт. Поэтому лучше всего, советует он, не лениться и покупать натуральные продукты — мясо, овощи — и готовить их дома.

 

Если же вы все-таки купили некачественный товар, то нужно написать претензию с требованием вернуть деньги в магазин, где он был куплен, говорит генеральный директор компании «Финэкспертиза Консалтинг» Дмитрий Ширяев.

Как оформить претензию и куда обращаться

Претензии на товар ненадлежащего качества должны быть оформлены в двух экземплярах, один из которых должен остаться у потребителя на руках. Жалобу необходимо завизировать у продавца. В самом тексте претензии на имя руководителя магазина необходимо указать наименование товара, обстоятельства его приобретения, фамилию продавца, адрес торговой точки, как и при каких условиях вы обнаружили недостатки товара. При этом вы имеете право потребовать либо замены товара, либо денег.

По закону ответить на такое обращение торговая точка обязана в течение 10 дней, отмечает Аншаков. По словам Ширяева, в случае неудовлетворения претензии стоит подавать заявление уже в суд, при этом в качестве виновных к ответственности можно привлечь как торговую точку, так и производителя.

Некоторые магазины просто рассчитывают на то, что покупателю будет лень судиться из-за батона колбасы, и поэтому им удается оставаться безнаказанными долгое время, говорят эксперты.

 

Также зачастую магазин пытается переложить вину на производителя, однако это незаконно: если он продает эти продукты у себя на полках, то и несет полную ответственность за них.

 

Эксперты также советуют обманутым покупателям обращаться с претензиями в Санэпидемстанцию (телефон московского отделения: (495) 649-13-54 begin_of_the_skype_highlighting              (495) 649-13-54      end_of_the_skype_highlighting) или территориальные отделения Роспотребнадзора (горячая линия: 8-800-100-00-04) либо Россельхознадзора (приемная центрального аппарата: (499) 975-43-47 begin_of_the_skype_highlighting              (499) 975-43-47      end_of_the_skype_highlighting). Хуже от этого явно не будет.

Можно позвонить по телефону или написать жалобу, обязательно указав свои контакты. По письменным заявлениям Роспотребнадзор организует внеплановую проверку магазина. Письменная жалоба может рассматриваться до 30?дней, если не потребуется дополнительных экспертиз товара. В?любом случае на письменную жалобу вы должны получить письменный ответ.

При этом, по словам экспертов, обращаться с претензиями можно, даже если вы не сохранили чек: в этом случае можно ссылаться на свидетельские показания  http://www.trud.ru/article/25-03-2010/238778_kak_borotsja_za_kachestvo_produktov.html

    Штрафы растут на некачественном продукте

Штрафы за производство некачественной продукции могут вырасти в 10 раз, до 500 тысяч рублей. По замыслу чиновников, это позволит защитить потребителя после отмены обязательной сертификации продуктов и промтоваров. Толку от меры будет мало, одними штрафами проблемы не решить, категоричны эксперты

Российское правительство планирует увеличить штрафы за производство некачественной продукции в десять раз. «Сейчас штрафы за недоброкачественную продукцию минимальны, они составляют от 500 рублей до 10 тысяч рублей для физических лиц, а для компаний ? до 50 тысяч», ? сообщил вице-премьер Виктор Зубков. Но после того, как государство дало возможность бизнесу работать без жесткого надзора властей, освободив от обязательной сертификации, за нарушения производителей надо штрафовать гораздо жестче. «Сегодня Минпромторг готовит поправки в Административный кодекс. Повысить в десять раз ? то есть они будут составлять от 5 тысяч до 500 тысяч рублей. Такие поправки, мы считаем, будут внесены в законодательство до 1 апреля 2010 года», ? сообщил Зубков

  Обязательная сертификация парфюмерно-косметической и пищевой продукции, которая действовала почти 20 лет, была отменена с понедельника, 15 февраля. Главными доводами для такого решения власти называют массу фиктивных сертификационных контор, которые работают с несуществующими лабораториями, подделывают документы, необходимые для торговли, и затем продают их. Также решение объясняли заботой о производителях, уставших от «административных барьеров». Компании впредь не должны будут платить за обязательную сертификацию, опираясь при тестировании качества на собственные системы безопасности

  Штраф за продажу некачественных товаров в России составляет для физического лица – до 2 000 рублей, для юридического – до 10 000. Если производство или продажа товара осуществляется без декларации, это может повлечь за собой штраф в 20-30 000 рублей и конфискацию товара. Но зачастую продажу некачественных товаров рассматривают по ч.1 ст.238 УК РФ «Производство, хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей». Это уже наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. Так же оценивается неправомерные выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности

http://www.gazeta.ru/business/2010/02/17/3325615.shtml?incut1


Комментарии
Ольга Несмеянова03 Декабря 2010 16:30:23

Ужос тихий((( в продуктовый магазин идешь как на минное поле. Качество товаров проверяю на себе: если жива и не очень противно, то потом уже покупаю для семьи. Методом тыка. Проб и ошибок. Или как такой метод еще называется?

Хотя магазин"Пятерочка" рядом с домом, где я покупаю практически все продукты, на обмен любого товара идет безропотно и без разговоров. Хотя и приходится это делать довольно часто

betelgeise_7

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕПОРТЕР

Суббота 23 Сентября 2023
Ваш логин *

Пароль *

* Поля обязательны для заполнения.

Стать федеральным репортером
Забыли пароль?
view counter

Наши сообщества

Присоединяйтесь к сообществам "Федерального Репортера" в социальных сетях и получайте самую свежую информацию о проекте.

Общайтесь, обсуждайте материалы, публикуйте свои расследования и фоторепортажи.

Авторские колонки


|