Расследования
Дата: 24.03.2010 | Опубликовано: Федеральный Репортер |

Может ли фирма штрафовать клиента за отказ от услуги?
Закон не обязывает потребителя платить за расторжение договора
При заключении договоров многим россиянам не свойственно вчитываться в каждую строчку документа, который они подписывают. Зачастую это связано с огромным количеством страниц, на чтение которых уйдет много времени. Позже из-за какой-нибудь одной строки, написанной мелким шрифтом, могут возникнуть проблемы. С одной из таких проблем столкнулся наш читатель Даниил.
«При заключении договора на предоставление услуг связи (IP-телефония) исполнитель в договоре прописал, что при расторжении договора в течение первых 12 месяцев потребитель должен заплатить штраф в размере 1500 рублей, о чём, разумеется, в устной форме не предупредил», - рассказывает Даниил. Мужчина не увидел это условие при заключении сделки. Он утверждает, что указано оно не в самом договоре, а в одном из многочисленных приложений к нему. Через месяц он понял, что качество связи его не устраивает и он хотел бы расторгнуть договор. Читатель обратился с вопросом, обязан ли он заплатить штраф или нет. «Чем, в случае чего, я могу мотивировать свой отказ в уплате штрафа? Надеюсь, что дело не дойдет до суда, но все равно, хотелось бы на такой случай знать какие-то законодательные нормативы».
Отметим, что расторжение договора на оказание услуг является правомерным действием, прописанным законом. В частности, в ст. 782 Гражданского Кодекса РФ сказано, что «Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов». Таким образом, заказчик в любом случае должен оплатить услуги связи, которые предоставляла ему компания на время действия договора. О том же говорится в ст.32 закона «О защите прав потребителей»: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору». За сам факт расторжения договора никакие штрафы с заказчика взиматься не должны.
В «Обществе защиты прав потребителей» нам рассказали, что исполнитель имеет право требовать с заказчика возмещения убытков при расторжении договора в том случае, если компания закупала какое-либо оборудование конкретно для этого абонента. И если заказчик расторгает договор раньше положенного срока и исполнитель не успевает окупить свои затраты, значит, их обязан окупить заказчик, заплатив сумму, указанную в документе. Что касается описанного инцидента, то мы, к сожалению, не располагаем информацией о том, потребовало ли подключение конкретного абонента специального оборудования. Поэтому дать точный ответ, насколько правомерны действия исполнителя, не можем. В любом случае, если никаких дополнительных затрат компания не понесла, потребитель всегда может обратиться к вышеуказанным законам и статьям.
© Агентство журналистских расследований "Федеральный Репортер" | Федеральный Репортер