Агентство Журналистских Расследований

Дата: 17.04.2012 Опубликовано: Ольга Мальбахова Комментарии0 Регион: | Республика Кабардино-Балкарская |

Тележурналист Фатима Магомедова выиграла тяжбу и доказала свой профессионализм и компетентность

  

         

  Я не думаю, что нормальному человеку нравится судиться. Особенно в наше время, когда «чистота эксперимента» под большим вопросом, иначе говоря, «самый честный суд в мире» нередко зависит от звонка «сверху». С другой стороны, никто из нас не застрахован от произвола самодура-начальника или других жизненных несправедливостей. Хорошо, если проблемы можно решить, не доходя до судебных инстанций, но … Вот именно. Знать бы наперед...Если бы журналистке Фатиме Магомедовой, когда она получала золотой Гран-при за свою творческую работу, в тот момент сказали бы, что через год с небольшим ей дадут строгача за сюжет о четырехлетнем мальчике, мать которого умерла от СПИДа, а он сам жил в сарае с собакой, а потом еще за этот же материал уволят по статье - она бы, ну мягко скажем, очень удивилась. А новость о том, что Гран-при был получен исключительно по договоренности - просто обидела бы Магомедову, поскольку ее работу показали перед конкурсом для того, чтобы похвастаться, какие бывают работы у журналистов КБР. Конкурс же был среди новостных сюжетов. Члены жюри, посмотрев передачу Фатимы из цикла «Чужих детей не бывает» были в шоке. Плакали все. Сладков, председатель жюри, встал и сказал: «Это Гран-при». «Но как же,-вдруг опомнились судьи, -это же не конкурсная работа…» Работа была блестящая и остальное было уже неважно. Кстати говоря, благодаря проекту Магомедовой, больше 20-ти детей – сирот обрели семьи….

В начале года  Фатима Магомедова снимает  жесткий  сюжет о ребенке, который оказался лишним в мире людей.   Сюжет показали по местному ТВ, а затем и по центральному  телевидению в программе «Доброе утро, Россия».  На следующий  день  журналистка была уволена, а следственным комитетом в интернет помещено опровержение  сказанному в эфире.  Фатима нормальный человек и хороший журналист.  Она подает в суд. Дальше-диалог с журналисткой, которая не стала терпеть беспредела и вранья.

 

-Фатима,  как родился сюжет о мальчике,  какие материалы легли в основу?

Начну с того, что мне очень дорог мой проект «Чужих детей не бывает». Проект длился больше года. За это время многие дети обрели семью, многие семьи обрели детей. Это счастье понимать, что ты кому- то помог в этой жизни, тем более, если этот кто-то, маленькое беззащитное существо – сирота, попросту говоря. Я очень дорожу такой репутацией и, конечно, работаю с самоотдачей. В начале 2012 руководство ГТРК»Кабардино-Балкария» закрывает проект «Чужих детей не бывает», не объясняя причин. А уже в ВГТРК в Москве мне рассказала заместитель регионального директора Татьяна Степанова, что Казанчева   (директор моей компании)  дала свое объяснение действиям: « Автор спилась» ,-сказала она. Меня, конечно, шокировала такая новость.. .

Чуть раньше, до до конфликта с сюжетом, я, хоть и не желая того, перехожу в службу информации. Узнаю про мальчика. Ставлю в известность и.о.начальника службы Жанну Гуляеву и получаю добро на съемки.  Про Айдамира узнала сразу от нескольких людей. Информацию необходимо было проверить и я позвонила заместителю директора Нартановского интерната Рите Пазовой. Рита ответила, что да, действительно есть такой ребенок  и  рассказала мне историю про мальчика  с тяжелым прошлым. Я попросила разрешения приехать, объяснив это желанием помочь ребенку. А вдруг кто нибудь увидит и захочет оформить опеку над малышом?  На мою просьбу мне ответили положительно. Когда я приехала, то воспитатели рассказали мне, что мальчика учат есть ложкой, я сама видела, как его кормят, а он в это время пытался руками затолкать в рот хлеб. В сюжет не вошли слова Пазовой о том, что мальчик ходит на полусогнутых ногах, и откуда она узнала о прошлом Айдамира( так зовут нашего героя) Вопрос почему же Баксанские органы опеки на протяжении многих лет оставляли без внимания ситуацию в неблагополучной семье, стало ясно уже позже. Мать Айдамира родила его будучи больной СПИДом 3-ей степени, продолжая вести асоциальный образ жизни, а брезгливость- естественное качество, которое может испытывать человек….ну, сами понимаете, одним безпризорником больше, одним меньше…другого объяснения я дать не могу.

     Я все же поехала в Баксан, чтобы убедиться, в каких условиях жил малыш, пока не попал в ДРЦ «Намыс» (в Нартане он оказался позже). Картина была жуткая:  грязная, больная  бабушка в каких-то лохмотьях,  не встающая с самодельной лежанки, вонь, смрад…и молодая неухоженная  женщина 24 лет, с грудным ребенком,  назвавшаяся двоюродной сестрой умершей матери  мальчика. Впоследствии, когда я показывала рабочий материал на студии,  журналисты  подумали, что обстановка в помещении-это декорации к спектаклю «На дне». Действительно, жилищем то место,  которое мы сняли,  вряд ли можно назвать. А во дворе, в сарае и подле него, были разбросаны старые детские игрушки. На вопрос, обращенный к тете малыша, действительно ли малыш ночевал с собакой, она ответила: « Да»,- указав на сарай. В органы опеки я не стала обращаться, в комментариях, зам директора интерната Нартана, ссылалась на органы опеки Баксана, поэтому  ехать и уточнять смысла не было, а обратить внимание на бездействие органов – стала еще одной задачей при построении материала. И только участковый педиатр (Бжихатлова) вела постоянное наблюдение за малышом. Да, его периодически клали в больницу, нужно было исключить ВИЧ-инфекцию, но все остальное время мальчик продолжал жить в условиях непригодных для существования. Цитирую запись из медицинской карты … « мать ведет аморальный образ жизни, в доме грязь, пьяная компания, ребенок одет не по погоде, вечно голодный, периодически ночует с собакой в конуре…» последняя запись была сделана 27. 10. 2011г. А в 2008г врач Бжихатлова пишет в той же медкарте что о ситуации на Пачева, 16  поставила в известность органы опеки Баксана 

- Ты привезла отснятый материал на работу, отписала сюжет. Кто вместе с тобой отсматривал рабочий материал, быть может, редактировал его?

 

Когда я привезла материал на студию-все сбежались посмотреть мои кадры, все были в шоке. Исполняющий обязанности начальника службы новостей Жанна Гуляева первая окрестила моего героя именем «Маугли»… У нас есть такое правило: ежедневно в Москву отсылаем названия сюжетов, проходящих по местному ТВ. Если Москву заинтересует какой-то сюжет-они просят им перегнать его и впоследствии материал передают уже в своих выпусках. Сюжет о мальчике вышел не сразу, а только на 5-й день. Наш директор Казанчева знала о сюжете уже после съемок, тоже удивлялась «как такое может быть», качала головой и выражала сочувствие ребенку. 13 февраля материал пошел в дневных выпусках по местному ТВ, он был большой, 3-хминутный, после первого выхода  Людмила Борисовна Казанчева (директор ТВ) звонит Гуляевой и просит внести незначительные правки, уточнения. После чего материал выходит в эфир во второй раз.    14 февраля сюжет прошел  в программе «Доброе утро, Россия» по  каналу «Россия 1». Причем,  текст  был переписан, в него вошли уже неизвестные нам подробности, жареные домыслы, в которых «так нуждается российский зритель» и начитывала его уже московская ведущая, а мое имя было названо в конце сюжета  вторым  и почему-то меня назвали Ия.

 

-Какой путь проходит сюжет от начала и до выхода в эфир?

 

Журналист привозит материал, отписывает его, заявляет шеф-редактору о сюжете. Шеф-редактор вносит сюжет в верстку  будущих новостей . Затем редактор монтирует материал, а потом готовый продукт режиссер совместно с монтажером собирает вместе с другими материалами других журналистов в отдельный блок.  Это и есть будущие новости, которые идут в эфир.

 

-Кто перегонял сюжет на Москву?

Этим занимаются продюсеры.  Они  до этого пересылают темы сюжетов в Москву, как я уже говорила,    перегоняют материалы, которые  требует Москва. Головная компания платит филиалу за сюжет деньги. Отсюда и заинтересованность региональных ГТРК. Подобная практика всегда  существовала.

 

-Когда ты узнала, что все, что ты сняла «клевета»?

 

В тот же день, как только передали утром по московскому каналу сюжет, начались звонки. Первой была Жанна Гуляева, она и сообщила, что материал возымел рензонанс. Я не удивилась этому, текст был вопиющей неправдой, той жаренной новостью, которая всколыхнула бы любой регион. Почему только сама Казанчева не выступила стороной –обвинителем в адрес Москвы, остается предполагать. Звонки от федералов уже поступали на мой телефон в тот же вечер 14-го. Однако я  игнорировала их. Выносить информацию тем более ложную  за пределы республики не в моих правилах, да и не нуждаюсь я, слава Богу настолько, чтобы поступатьсяч принципами.

 Утром 15 февраля меня вызвала Казанчева к себе в кабинет и сказала, чтобы я писала заявление об уходе, поскольку я «обманула» ее и сделала фальшивый  сюжет.  Я возмутилась и  сказала, что  писать заявление не буду. Тогда Казанчева сказала такие слова: « Не для того я к этому стремилась (имеется ввиду ее должность-прим авт), чтобы все потерять. Не хочешь писать заявление-я тебя уволю по статье.» При этом присутствовал юрист компании, который сказал, что я нарушила права ребенка, мне поверили, а я всех обманула.

 

- Ты сама разговаривала с соответствующими службами по охране детства, по правам ребенка, почему мальчик остался без их опеки?

 

Я разговаривала с заместителем директора нартановского дома-интерната,  которая общалась с этими службами.  Позже, Баксанская прокуратура проводит «свое расследование», но так и не удосуживается востребовать медицинскую карту мальчика. А там черным по белому написано: «ребенок жил в будке с собакой».  Самое интересное, когда пошло опровержение, то соседи мальчика вдруг стали говорить, что малыш бегал «веселый, краснощекий и пузатый»(по словам прокурора И.Свириденко), женщина, дававшая мне интервью, заявила тому же прокурору, что  якобы я дала ей бумажку и приказала по ней читать то, что сама написала.  Вот только почтальон почему-то сказала, что малыш вечно был голодный, оборваный и дикий,  а женщина не вовсе сестра умершей матери мальчика….Странно все это…

 

-Какие доказательства ты предъявила на суде?

 

Юрист нашей компании Алим Ахметов на суде говорил, что я дала непроверенные данные в сюжете. Это не так. У меня были диски с доказательствами, которые даже не пришлось показывать судье.  Исполняющая  обязанности начальника службы информации Жанна Гуляева,  (с чьей легкой руки все СМИ  окрестили малыша   именем «Маугли» - заметьте, я нигде его не называла так!)  сказала, что  я обладаю привлекательной внешностью и у меня есть  харизма, но  я не профессионал, а просто «способная», но и в этом руководство компании ошиблось -доказательство тому мой фальшивый сюжет о  ребенке. Еще она сказала, что за 20 лет, которые она работает на телевидении (кстати, большую часть из этих лет простым звукорежиссером), не было такого, чтобы в новостях давали опровержение материалу - это позор и дискредитация компании.  Мой адвокат снял все вопросы у суда, предоставив тот самый документ- медицинскую карту. Позже пригласили свидетеля –з и.о. директора ДРЦ «Намыс» Валентину Багдашкину, которая подтвердила, что мальчик действительно не говорит до сих пор, на момент поступления в центр не обладал никакими навыками. Этого было достаточно. Что касается моего профессионализма, то я имею диплогм ПГЛУ факультета международных отношений, отделения журналистики и долгле время являлась единственным работником- журналистом в ГТРК. 

Были претензии по поводу невыполнения плана по сюжетам. Но я не могла его выполнить, потому что меня перевели в корреспонденты из редакторов тематических программ месяц назад и почти сразу уволили -  поэтому и этот аргумент был надуман. 

 

Фатима Магомедова выиграла тяжбу и доказала свой профессионализм и компетентность.  Кроме того, суд вынес решение, что действия руководства были незаконными, а посему журналистке должны выплатить 50 тысяч за моральный ущерб, а так же оплатить все ее расходы в суде   и восполнить зарплату за месяцы вынужденного простоя.   Впереди у Магомедовой не очень-то безоблачное существование на работе, думается, что теперь план выполнять ей придется в двойном размере, а минута  опаздания  на рабочее место будет приравнено к стихийному бедствию.    Тем не менее, Фатима победитель. И не только в этой тяжбе. Она победитель по  жизни - потому что не врет.


Комментарии

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕПОРТЕР

Пятница 29 Марта 2024
Ваш логин *

Пароль *

* Поля обязательны для заполнения.

Стать федеральным репортером
Забыли пароль?
view counter

Наши сообщества

Присоединяйтесь к сообществам "Федерального Репортера" в социальных сетях и получайте самую свежую информацию о проекте.

Общайтесь, обсуждайте материалы, публикуйте свои расследования и фоторепортажи.

Авторские колонки


|