Агентство Журналистских Расследований

Дата: 12.03.2011 Опубликовано: Андрей Мирмович Комментарии1 Регион: | Сахалинская область |

Никто не вправе претендовать на Курилы – они ничьи, и точка?

 

За годы работы над историческими материалами у меня нередко складывалось мнение, что нынешний восток России во времена великих открытий мог стать собственностью какой угодно державы, но только не самой России. 

Итак, 16 июля 1643 года голландский мореплаватель и авантюрист Мартин Герритсон Фриз подошел со своей экспедицией к юго-востоку Сахалина. Это были первые европейцы, оказавшиеся у курильских и сахалинских берегов.

Однако сегодня никто по большому счету не представляет, когда на этих островах появились первые люди. В эпоху палеолита или даже раньше? Тайной остается этническая принадлежность населения островов, кто бы что не говорил.

Скажем,когда здесь появились европейцы и японцы, то застали не только айнов, но и нивхов, ороков. Несомненно, огромную роль в изучении островов сыграли русские землепроходцы. Сначала - в 1646 году - экспедиция Пояркова открывает северо-западное побережье острова, а в 1697 году Атласов узнает о существовании Курильских островов.

Однако освоение этих земель нельзя считать прерогативой никакого государства. Ни одна страна не вкладывала поначалу сюда гроша ломанного. Осваивали эти земли частным образом купцы, предприниматели, офицеры, вольные казаки и прочие активные и мужественные люди.

Так что по большому счету никто не вправе претендовать на эти острова.

Одновременно с русскими, которые двигались вдоль Курил с севера, на юг островов начинают проникать японцы. Во второй половине XVIII века здесь появляются японские фактории и рыбалки. А с 80-х годов XVIII века начинают работать научные экспедиции. В конце XVIII века исследования у берегов Сахалина вели французская экспедиция под командой Лаперуза и английская - под командой Броутона. С их работой связано появление теории о полуостровном положении Сахалина. Российский мореплаватель Крузенштерн летом 1805 года пытался пройти между Сахалином и материком, но безуспешно.

Точку в споре поставил русский офицер Невельской, который в 1849 году нашел судоходный пролив. Выяснилось, что эти острова в океане попросту ничьи. Но за этим открытием почему-то и последовало присоединение Сахалина к России. На острове один за другим возникают русские военные посты и селения. Но с 1869 вплоть до 1906 года Сахалин был просто отстойной ямой российской империи, крупнейшей в мире каторгой.

А с начала XIX века острова становятся объектом вооруженного конфликта. В 1806-1807 годах на Южном Сахалине и Итурупе русскими моряками устраивались настоящие бойни мирных японских поселений. Японцы же на Кунашире в ответ захватили заложником русского мореплавателя Головнина.

В 1855 году граница прошла между островами Уруп и Итуруп, Сахалин же был оставлен неразделенным. В 1875 году Россия передала Японии принадлежавшие ей Северные Курилы, получив взамен все права на Сахалин. Но в результате позорного поражения России в русско-японской войне 1904-05 годов Япония отторгла у нее Южный Сахалин. В 1920-1925 годах под японской оккупацией находился Северный Сахалин. В последний раз российско-японская граница претерпела изменения 65 с лишним лет назад, в 1945 году.

А ведь есть и еще одна сахалинская дилемма. В начале 90-х годов прошлого века многие жители островов, поначалу в глубокой тайне от своих властей, буквально мечтали перейти под юрисдикцию Японии. Ясно, что не от хорошей жизни. В пример приводилось все, что угодно, вплоть до бывшей русской Аляски, ставшей американским штатом. Предайте нас скорее японцам, так говорили русские островные люди ровно 20 лет назад.

Я с несколькими коллегами был в тот период на Кунашире и Итурупе с депутатом Госдумы Сергеем Бабуриным. Политик этот и журналисты центральных газет, думаю, не дадут соврать, что некоторые главы администраций курильских районов уже морально, а может, и «материально, были готовы сузить глаза и стать работниками новых японских префектур. Митинги шли один за одним. Причем, официально эти митинги заявлялись как бы в защиту Курил от японских претензий, а в реальности с трибун и в резолюциях звучали противоположные слова: не хотим жить в российской нищете, хотим стать «японцами».

А кто забыл, что командующий Дальневосточным военным округом Виктор Новожилов своим приказом вывел с островов огромный контингент российских вооруженных формирований? Остались лишь пограничники.

И эта территориальная дилемма до сих пор не решена и не решится, даже если мы построим мост или проложим тоннель через Татарский пролив, как это начал делать Сталин сразу после войны.

Кстати, тот самый первый европеец, появившийся возле этих берегов, Мартин Фриз не только исследовал и нанес на карту большую часть Сахалина и Южные Курилы, но и 368 лет назад провозгласил остров Уруп владением… Голландии. Да-да, Голландии.

Так что нынешние Нидерланды могут наравне с японцами и россиянами исторически оправданно также претендовать на какой-то участок единственной островной области нашей страны.

Андрей Мирмович, радиостанция «Восток России», программа «Реверс», газета «Восток России»

 


Комментарии
Андрей Мирмович12 Марта 2011 15:32:04

Ну, чего-то, действительно, засуетились мы с этими Курилами, словно обкуренные? Да помним мы недавний визит на наши острова президента страны Дмитрия Медведева. Он клятвенно пообещал, что туда слетает и обещание выполнил.
А, между прочим, Владимир Путин, будучи президентом, и его окружение несколько лет назад чуть не начали процедуру передачи вслед за Большим Уссурийским и Тарабаровым островами еще и Курил. Но мало кто помнит, что приостановили начавшийся процесс, как ни странно, дальневосточные иерархи Православной церкви. Представляете? Попы остановили.
В начале декабря 2004 года в Хабаровске прошло знаковое событие. Все дальневосточные архиереи съехались в краевой центр, чтобы принять обращение к тогдашнему российскому президенту Путину. Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, Епископ Хабаровский и Приамурский Марк, Епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий, Епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, Епископ Якутский и Ленский Зосима.
Заявление иерархов касалось исключительно территориальных проблем. Тем самым впервые на востоке страны церковь вмешалась в политику, причем сказав свое слово вместо губернаторов, депутатов и других представителей власти.
Итак, шесть лет назад административно-политическая вертикаль открыто заговорила церковным языком. От имени верующих дальневосточных епархий Русской церкви епископы выразили обеспокоенность возможной передачей Японии островов Малой Курильской гряды.
Заявление министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова от 14 ноября 2004 года о важности подписания мирного договора, в рамках которого должна быть урегулирована территориальная проблема, породило у руководителей церкви чувство неуверенности в отношении будущего Южных Курил.
Письмо иерархов Путину было довольно резким, но выверенным. Процитируем этот документ, который сегодня практически невозможно отыскать в архивах.
«У России есть все правовые и моральные основания на владение этими территориями. Право принадлежности Южного Сахалина и Курильских островов Российской Федерации базируется на решениях Каирской, Ялтинской и Потсдамской конференций держав-победительниц и являются прямым следствием победы над Японией во Второй мировой войне, а также на последующих международных соглашениях. Тысячи русских воинов погибли на полях сражений с империалистической Японией во время Второй мировой войны, и думается, что передача островов в канун 60-летия Великой Победы станет горьким «подарком» нашим ветеранам. На прошедших в марте 2002 года в Москве открытых парламентских слушаниях на тему «Южные Курилы: проблемы экономики, политики и безопасности», собравших лучших специалистов по данному вопросу, отмечалось, что «гипотетическая утрата Россией Южных Курил в контексте исторических фактов и реалий сегодняшнего дня неизбежно повлечет следующие негативные последствия: во-первых, будет стимулировать новые территориальные притязания к Российской Федерации со стороны Японии, поскольку для Токио предмет территориального спора - не только южная часть Курильского архипелага, но и так называемые «северные территории», которые в интерпретации влиятельных в Японии сил включают все остальные Курильские острова и Южный Сахалин; вызовет цепную реакцию территориальных претензий к России со стороны других государств», в частности, Германии - на Калининградскую область, Финляндии - на часть Карелии и т. д.; во-вторых, значительно ослабит безопасность страны и сузит военно-стратегические возможности ВМФ России; в-третьих, на фоне преобладающих настроений российской общественности в пользу сохранения суверенитета Российской Федерации над южными Курилами нанесет тяжелый удар по национальному самосознанию и достоинству россиян и окажет деморализующее воздействие на всю внешнеполитическую деятельность России; в-четвертых, будет означать утрату экономической зоны и континентального шельфа площадью 200 тыс. кв. км в зоне южных Курильских островов и, частично, в Охотском море».
Авторы письма отмечали, что большая часть населения Сахалинской области и верующие Дальневосточного региона высказались против передачи островов. Лидеры Православной церкви недвусмысленно намекнули Владимиру Путину и на антигосударственный характер возможного процесса передачи островов.
Поскольку стремление общественности к сохранению имеющегося территориального положения согласуется с Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации, принятой 12 июня 1990 года, гласящей: «Территория России не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума».
А еще в письме духовенства шестилетней давности было напоминание о другом, совсем недавнем событии, произошедшем 14 октября 2004 года, то есть за месяц до громкого ноябрьского заявления российского МИДа по Курилам.
Опять есть смысл процитировать шестерых архиереев. «Соглашение о добровольной и безвозмездной передаче Китаю острова Тарабаров и части Большого Уссурийского острова серьезно обеспокоило население Дальнего Востока, и в этой сложной ситуации мы надеемся на понимание со стороны высшей власти, на то, что мнение жителей по вопросу передачи Курильских островов будет учтено. В связи с этим мы не можем согласиться с выступлением г-на Лаврова, который без опоры на волеизъявление народа, по сути, призывает к нарушению принципов целостности и неприкосновенности территории России, закрепленных в статьях 4 и 5 Конституции. Нас также не может не беспокоить судьба верующих, проживающих на этих территориях. Передача островов Японии неминуемо приведет к разрыву сложившихся связей и расстройству духовной жизни православной общины. От имени православных верующих дальневосточных епархий убедительно просим вас, Владимир Владимирович, повлиять на пересмотр позиции государственной власти по данному вопросу».
Кому придется решать этот острейший вопрос - Путину, Медведеву или другим политикам, покажет время. Но то, что нынешний президент страны все же впервые съездил на Курилы, говорит о многом. Лично мне хочется выразить ему искреннюю благодарность за этот шаг. А шесть лет судьба островов могла быть решена одним росчерком пера Путина.

Андрей Мирмович, г. Хабаровск

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕПОРТЕР

Пятница 19 Апреля 2024
Ваш логин *

Пароль *

* Поля обязательны для заполнения.

Стать федеральным репортером
Забыли пароль?
view counter

Наши сообщества

Присоединяйтесь к сообществам "Федерального Репортера" в социальных сетях и получайте самую свежую информацию о проекте.

Общайтесь, обсуждайте материалы, публикуйте свои расследования и фоторепортажи.

Авторские колонки


|